Контакты для СМИ: +7 (495) 956-85-81 vev@polymedia.ru Елена Винокурцева руководитель PR-службы Polymedia

Homo Digital: работа над ошибками

26 сентября 2011
Источник: Журнал «Татарстан»

Журнал «Татарстан»
Автор: Наталия Беспалова

В ИЮЛЕ В КАЗАНИ ПРОШЛА II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОЛИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА XXI ВЕКА». ПРИЕЗЖИЕ УЧИТЕЛЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ IT-ЭЛИТУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГЛЯДЯ НА ДОСТИЖЕНИЯ ТАТАРСТАНА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НЕ СКРЫВАЛИ ВОСХИЩЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ДЕЛ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ И ПРОЕКТОРЫ, НОУТБУКИ, WI-FI, ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ... ВОСТОРГАЛИСЬ И УЧАСТНИКИ УЧИТЕЛЬСКОГО ТОК-ШОУ - ФИНАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КОНФЕРЕНЦИИ. И ВДРУГ ЭТА ВЫ­СОКАЯ АТМОСФЕРА УЛЕТУЧИЛАСЬ. ДОСТАТОЧНО БЫЛО ВЕДУЩЕМУ ТОК-ШОУ ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ» ПЕТРУ ПОЛОЖЕВЦУ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ТАТАРСТАН СЕЙЧАС В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНЫХ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВТОРЯЕТ ПУТЬ СИНГАПУРА... ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ. ЭТА «НОВОСТЬ» ПОЧЕМУ-ТО ВЫЗВАЛА СМЕХ В ЗАЛЕ: МОЛ, А МЫ-ТО ДУМАЛИ...

Неужели продвинутые учителя России не догадывались, как далеко отстала от жизни некогда одна из самых лучших систем педагогики — и они вместе с нею? Очень жаль: им бы, думается, нужно было об этом знать в первую очередь. Или педагоги полагали, что в развитии отрасли можно перескочить через 10 ступенек и с ходу начать пере­гонять Сингапур? И это при том, что сегодня 10 процентов российских школ не имеют даже доступа к Интернету — нет денег на подключение к сети! А в большом московском вузе, готовящем педа­гогов XXI века, как сказала Мари­на Фирсова, директор столичной гимназии № 1518, всего три интерактивные доски: на их покупку тоже средств не хватает.

Да и поставить интерактивную доску в вузовской аудитории или в классе — даже не полдела. Вопрос, кто встанет у этой доски и с каким внутренним багажом. Второй вопрос заключается в том, как далеко сам педагог продвинется за грядущие 10 лет, чтобы потом, сидя на какой-нибудь очередной конференции по обмену опытом, не демонстрировать наивности дитяти, полагающего, что учиться и развиваться — это удел школьников, а учитель, он по определению все знает…

СКАЖИ, КТО ТВОИ ПРЕДКИ...
Поэтому все-таки стоит отдать должное новациям, не без труда, но последовательно и настойчиво внедряемым в Татарстане. Новациям, нацеленным на повышение уровня профессионализма в си­стеме образования, который важен не сам по себе, а именно тем, что влечет за собой повышение уровня профессионализма в целом. Нынешнее лето как никогда показало, насколько высока цена незнания, неумения и некомпетентности.
 
— Мы плотно сотрудничаем с учителями Татарстана именно в части информационно-коммуни­кационных технологий, — рассказала на ток-шоу Елена Третьякова, эксперт-консультант отдела проектов в сфере информатизации образования, эксперт Национального фонда подготовки кадров. — За прошедший учебный год в республике произошли беспрецедентные сдвиги в этой области. Изначально уровень информатизации в школах проверялся в сентябре 2010 года, а уже в марте следующего ситуация изменилась кардинально: сначала появились ноутбу­ки у всех учителей, потом wi-fi...

Участники ток-шоу тут же по­любопытствовали, проводилась ли проверка учителей Татарстана на ИКТ-компетентность. Оказывается, нет. Впрочем, как и в России вообще: нет пока соответствующего инструментария. Зато последний разрабатывался для проверки ИКТ-компетентности учащихся. Тестирование в Татарстане прошли 480 школьников, а заодно и их учителя. Делать в данном случае какие-то выводы о ИКТ-компетентности учителей, сказала Елена Третьякова, было бы некор­ректно. Но вот что касается уча­щихся, то здесь результат оказался несколько неожиданным. Выясни­лось, что их ИКТ-компетентность зависит вовсе не от соответствующей продвинутости педагогов! Все дело в родителях школьников: чем образованнее «предки», тем выше ИКТ-компетентность ребенка.
 
Никаких далеко идущих вы­водов из этого открытия педагоги делать не стали.

ГОРЕ ОТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Зато участники конференции «нарисовали» портрет идеального выпускника XXI века — с поправкой на 2020 год. Это человек, умеющий ориентироваться в информационном медиапространстве, умеющий извлекать информацию, фиксировать, классифицировать, анализировать, структурировать, творчески перерабатывать и применять ее. Человек, умеющий выбирать соответствующий метод, средства и язык познания и обмена информацией для установления коммуникаций. Умеющий ставить, формулировать задачи и искать эффективные пути их решения. Умеющий рационально использовать современные технологии в теоретической и практической деятельности. Умеющий регулировать эмоциональное поведение в условиях коллективной деятельности, а также давать оценку и самооценку в процессе деятельности. У идеального выпускника развиты такие психологические качества, как внимание, восприятие, скорость реакции, оперативность и прочие, участвующие в приеме, переработке и применении информации.

Эти плюсы от внедрения ИКТ в образовательный процесс отметил в своем докладе «Блеск и нищета медийных технологий» кандидат технических наук Сергей Кувшинов, директор института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ.

Однако уже само название доклада наводит на мысль, что не все так радужно в школьном «королевстве» времен высоких технологий. Сергей Кувшинов обратил внимание коллег на то, что ИКТ — это мощный инструмент развития, но еще более мощный инструмент антропологической деформации и интеллектуального развала человека. Какую же цену
Сегодня 10 процентов российских школ не имеют даже доступа к Интернету - нет денег на подключение к сети! А в большом московском вузе, готовящем педагогов XXI века, как сказала Марина Фирсова, ди­ректор столичной гимназии №1518, всего три интерактивные доски: на их покупку тоже средств не хватает.

человечеству придется заплатить за вышеуказанные умения? Попробуем составить на основании данных доклада Сергея Кувшинова типичную жертву ИКТ школы 20-х годов XXI века.

Это человек, потерявший навыки самостоятельного написания текстов, создания рисунков и тому подобного. Они подменяются навыком компиляции, использования готовых форм, макетов, стилей, имиджей. Человек, разучившийся писать от руки, рисовать умозрительные схемы, графики, скетчи, поскольку эти традиционные инструменты вытеснены привычкой стучать по клавиатуре и работать с мышью. Человек, память которого узурпировали соответствующие мобильные и электронные носители, а сознание — интеллектуальные программы и устройства типа GPS: навигаторы и экспертные информационные поисковые системы. Это человек, которому

Недавний опрос среди студентов показал, что на первое место представители «безнравственного поколения» ставят знакомство с нужными людьми, на второе- помощь родителей, а на третье-взятки... И списывать для них, оказывается, не есть нарушение нравственных правил, что очень огорчило педагогов. Может быть, и поэтому участники конференции, принимая резолюцию форума, в качестве одной из первоочередных задач в решении вопросов повышения ИКТ-компетентности работников образования назвали «формирование и развитие социальной ответственности педагогов»...

свойственно виртуальное общение — с аватарами, программами и объектами условно существующей реальности. Человек с прогрессирующим клиповым мышлением, где текст заменяется визуальными объектами ограниченной информационной емкости. Катастрофически безграмотный и напрочь лишенный вычислительных способностей, приверженец суррогатного языка sms-сообщений и интернет-чатов. Человек «от fast food к fast learning» («от быстрой еды к быстрому обучению»), которому свойственна компрессия процессов осмысления и замена их процессами информационного насыщения. Человек с новым набором фобий и зависимостей, включая интернет-зависимость, а также безостановочно печатающий...

— Новые IТ&АV-технологии создают дополнительную реальность — Digital World, и нам важно не потерять себя в этом цифровом мире! — обратился к коллегам Сергей Кувшинов. — Сейчас нет системного взгляда на эту пробле­му, давайте обсуждать ее в сети. Начнем говорить — будем услышаны властью. Это наша социальная ответственность.

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец (кстати, член комиссии при Президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ) поддержал директора института. Он отметил, что в случае с тем же ЕГЭ проблему в России получили только потому, что нововведение не обсуждалось публично, а риски не были просчитаны.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КЛОНИРОВАТЬСЯ!

Надо заметить, что российские педагоги приехали на конференцию не только с учеными доклада­ми, но и с фантазиями. Например, Дениса Борзакова, учителя русского языка и литературы, ИКТ, заместителя директора по воспитательной работе из Ставропольского края, организаторы форума заранее попросили «нарисовать» школу XXI века. Разумеется, он ее нарисовал — с помощью высоких технологий. И привез в ноутбуке, чтобы на большом современном экране продемонстрировать публике. Увы! К тому моменту, когда должна была состояться презентация, половина Казани из-за аварии в Марий Эл осталась без света, и Денису пришлось объяснять на пальцах, как выглядит, на его взгляд, школа будущего.

— У каждого учителя будет свой клон, потому что учитель не будет все успевать, — заверил он. — Клоны могли бы разъехаться по самым отдаленным уголкам страны и там преподавать.

Педагоги тут же вспомнили результаты недавнего опроса студентов касательно ожиданий от системы образования XXI века. Как выяснилось, ни голограмм, ни проекторов, ни клонов им не нужно - были бы чистые парты и молодые успешные учителя!

И вот этих непритязательных людей участники конференции назвали безнравственным поколением, которое необходимо спасать! А всему виной их неразборчивость в средствах достижения благополучия. Опять же, недавний опрос среди студентов показал, что на первое место представители «безнравственного поколения» ставят знакомство с нужными людьми, на второе — помощь родителей, а на третье - взятки... И списывать для них, оказывается, не есть нарушение нравственных правил, что очень огорчило педагогов. Может быть, и поэтому участни­ки конференции, принимая резолюцию форума, в качестве одной из первоочередных задач в решении вопросов повышения ИКТ-компетентности работников образования назвали «формирование и развитие социальной ответственности педагогов»...

ПОЧТИ ПО БУЛГАКОВУ

В рамках конференции прошла выставка инновационного обо­рудования компании «Полимедиа» — партнера Министерства образования и науки РТ в части оснащения учреждений образования республики и организатора конференции. В экспозиции были представлены интерактивные доски последнего поколения, проекторы, в том числе последняя разработка с поддержкой 3D, документ-камера и прочая техника. Особое внимание публики привлек мультимедийный глобус — цифровой дисплей со сферическим экраном и специальным программным обеспечени­ем. Оно позволяет в реальном времени демонстрировать изменения погоды в мире, последствия человеческой деятельности на земном шаре, миграцию биологических экосистем, температурное распределение в различных частях света, движение тектонических плит и континентальный дрейф, океанические течения, сейсмическую активность и многое другое...

Как тут не вспомнить булгаковского героя из «Мастера и Маргариты»: «Хорошая вещица. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто нарочно таких подбирают. Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война».

Что ж, гениям свойственно заглядывать вперед, а удел остальных — воплощать гениальные замыслы, а значит, учиться, учиться и учиться...

— Я выросла на высоких технологиях, я могу применять это знание, могу интересно подать материал и рада, что благодаря «Полимедиа» могу о себе и своих успехах заявить на всю Россию, — говорит Катерина Верина, учитель начальных классов коррекционной школы № 79 Ижевска, олигофренопедагог, выпускница УдГУ, обладатель диплома конференции «За творческий подход к выполнению конкурсной работы-2011». — Радует, что мы, учителя, можем на конференции общаться, обмениваться опытом. Это прекрасная мотивация: хочется применять новые технологии, хочется новую доску, хочется развиваться самой, учить детей. Это здорово.

II Международная научно-практическая педагогическая конференция «Полимедийные технологии - инструмент педагога XXI века» была посвящена теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В этом году она собрала около 300 участников из разных регионов России