Прошу к столу!

1 февраля 2010
Источник: InAVate

Высокие технологии — это безальтернативный инструмент образования, которым мы должны воспользоваться умело и профессионально. Интервью российских экспертов, Елены Владимировны Новиковой и Сергея Викторовича Кувшинова по итогам поездки на выставку BETT 2010.

Двадцать пят лет назад в Лондоне прошел первый BETT. За этот период выставка и предваряющая ее конференция — Learning and Technology Forum — превратились в крупные мероприятия, посвященные высоким технологиям в образовании, куда съезжаются представители образовательной элиты со всего мира. Например, в этом году на форуме выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. На вопросы редакции InAVate о новых тенденциях в области образовательных технологий отвечают генеральный директор компании «Полимедиа» Елена Владимировна Новикова и директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей Викторович Кувшинов.

Лев Орлов: Елена Владимировна, это для Вас далеко не первая образовательная выставка в Лондоне. Какое самое яркое впечатление оставил ВЕТТ 2010?

Елена Новикова: Выставка ежегодно растет. Несмотря на кризис, даже в этом году в ней приняло участие множество новых компаний. Это означает, что в мировом масштабе растет интерес бизнеса к рынку образования. Действительно, мы с удивлением узнали, что, несмотря на трудности, в 2009 году финансирование образования в Европе выросло, у многих компаний, работающих в образовательном секторе, в прошлом году на 20-30% выросли продажи.

Л.О.: Что среди информационных и аудиовизуальных технологий для образования было самым заметным на выставке?

Е.Н.: Я бы выделила три направления. Первый — средства визуализации и коллективного взаимодействия на базе технологии смешанной (mix) или «дополненной» реальности. Здесь главным инструментом является технология «живых 3D меток». Её суть такова: в состав образовательного контента включаются компьютерные 3D объекты; на экране они отображаются после распознавания системой специальных меток, которые можно наносить на любую поверхность, размещать в аудитории, носить в руках (метка —  это кусочек картона с интегрированным электронным контуром). Метки отслеживает входящая в систему визуализации цифровая камера, затем компьютер обрабатывает данные и отображает многослойную «картинку» на большом экране. 3D объектами могут быть здания, молекулы, узлы и механизмы — все что угодно, в зависимости от изучаемого предмета. Взаимодействующие между собой в реальной аудитории учащиеся могут перемещать метки — в этом случае изменяется и 3D изображение на экране — а могут масштабировать или иным образом воздействовать на виртуальные объекты. Т.о. происходит «смешение» виртуальной и физической реальностей.

Особенности «живых 3D меток» в том, что они идеально совместимы с любыми 3D моделями, на метках легко отображается видео и анимация, можно использовать до нескольких десятков «живых 3D меток», они могут создавать динамический фон и ландшафт, естественно, что они могут взаимодействовать между собой на экране и дают возможность учащимся поработать на уровне моторики. Конечно, при работе с этой технологией главной задачей становится разработка сценариев для тех или иных образовательных задач. Второе направление, по моему мнению, тоже революционное — это новый источник света для видеопроектора. Фирма Casio создала гибридное решение с использованием синего лазера и красного светодиода. Время жизни такого комбинированного источника 20 тысяч часов! Ясно, что проектор морально устареет раньше, чем перестанет работать.

И третье направление — это интерактивные столы. Если в 2009 году мы видели исключительно опытные образцы, то сейчас в школы Европы, Канады и США поставляется уже серийная продукция.

Л.О. Сергей Викторович, какие направления в развитии образовательных технологий Вы могли бы отметить?

Сергей Кувшинов: Наблюдая уже в течение почти десяти лет, как развиваются цифровые образовательные технологии, представляемые на международных выставках BETT, ISE, CeBIT и других, можно выделить, по крайней мере, пять ключевых направлений. Персональные мобильные устройства, такие как коммуникаторы и смартфоны, становятся все более доступны учителям и учащимся.

Соответственно в Интернете появляется все больше мультимедийной культурно-образовательной информации, предназначенной для воспроизведения на малогабаритных устройствах. Учебный процесс теперь может проходить в любое время и в любом месте. Появился даже специальный термин — Mobile Learning (m-learning).

За счет постепенного воплощения в жизнь формул «один ученик = один персональный компьютер» и «в каждый класс интерактивная доска», обучение становится более индивидуальным. Следовательно, появляются и новые программные продукты, обучающие системы и аппаратные средства, позволяющие педагогу наблюдать за работой каждого ученика в классе и, что особенно важно, обеспечивать индивидуальные траектории обучения — исходя из психофизиологических особенностей и уровня знаний каждого конкретного учащегося. Отчетливо наметилась тенденция к формированию «пространства коллективного взаимодействия», оборудованного персональными средствами интерактивных коммуникаций. Аудитории превращаются, говоря современным языком, в учебно-исследовательский ситуационный центр. В частности, на BETT 2010 многие экспоненты демонстрировали интеграцию различных устройств в единый учебно-образовательный комплекс. Внедрение новейшего программно-аппаратного обеспечения в каждодневную образовательную практику приводит к трансформации самого образовательного процесса. Сегодня вести учебный процесс по «старой» схеме практически невозможно. В педагогике есть такое понятие — «когнитивные трудности». В любой дисциплине есть разделы, которые остаются трудно усваиваемыми или непонятыми вовсе — в виду ограниченности вербальной и графической форм описания явлений, предметов. И здесь особую роль начинают играть 3D технологии, позволяющие «увидеть» сложные для понимания объекты, процессы в трехмерном пространстве класса. Эффект достигается при помощи специальных «готовых к 3D» видеопроекторов и стереоскопических очков. Нельзя потрогать руками сверхмалые объекты, например, нанотрубки, однако посредством 3D анимации можно достаточно просто увидеть и понять скрытые от наших глаз и разума сложные структуры. 3D технологии позволяют преодолеть подобные «педагогические трудности» на зрительном, эмоциональном, интуитивном уровнях.

Как известно, образование это не только обучение, но и воспитание важных личностных качеств, таких как способность убеждать, доказывать, отстаивать свое мнение, умение говорить и, самое главное, слушать. Воспитание через игровые формы, через edutainment (от англ. education — образование и entertainment — развлечение) сегодня становиться все более популярным инструментом. В выставочном зале «Олимпия» можно было видеть сразу несколько студий, занимающихся организацией не только школьного, но и классного вещания. С помощью весьма простого набора: программы, HD-вебкамеры, микрофона и полотна зеленого цвета, создается виртуальная студия… и вот уже учащиеся репетируют роли журналистов, ведущих репортаж с развалин Карфагена! Особенно полезен данный подход для детей с дефектами речи, т.к. наличие обратной связи позволяет мотивировать их к работе по исправлению недостатков.

Л.О.: Елена Владимировна, скажите, всё ли выпускаемое сегодня на Западе АВ-оборудование доступно на российском рынке?

Е.Н.: Хотя новая продукция ведущих западных компаний приходит на российский рынок очень быстро, мы видели одну интересную разработку, которая уже опробована в других странах, но у нас еще не появилась — интерактивный проекционный глобус Magic Globe. В сочетании со специальным программным обеспечением он позволяет моделировать климатические процессы и, самое главное, наглядно их визуализировать.

Л.О. Есть масса высокотехнологичных устройств, предназначенных для персонального использования преподавателями. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом?

С.К.: Здесь в переносном смысле «работает» известный афоризм грека Бианта: «Всё своё я ношу с собой». Что нужно современному «мобильному» преподавателю? Субноутбук, легкий яркий проектор, помещающийся в туже сумочку, что и компьютер, мобильное интерактивное устройство, малогабаритный динамик с несколькими микрофонами, устройство доступа в Интернет типа Yota и конечно, складной, эргономичный экран в тубе. В Лондоне все эти устройства можно было не только посмотреть, но и попробовать в работе.

Лучший пример – мобильное интерактивное устройство UPIC (Ultra Portable Interactive Communication), в состав которого входят интерактивная ручка со встроенной оптикой, Bluetooth/Flash адаптер и экран-полотно из гибкого пластика, которое легко крепиться к любой поверхности, даже к меловой доске, но в тоже время скручивается в трубочку и убирается в тубус. Такая система дает возможность графически комментировать любые изображения.

Л.О.: Считается, что новые технологии порождают новые компетенции. Как в этом плане сегодня обстоит дело у учащихся?

С.К.: Вопросы компетенций учащихся XXI века достаточно широко обсуждались на конференции World Learning Forum, так как именно их формирование является целью внедрения новейших технологий в образовании. Несколько компаний представило специализированные программные продукты, т.н. «информационные интеграторы». Совместно с поисковыми машинами они позволяют выполнять оперативный поиск и систематизацию информации, но самое главное — помогают учащимся развить навыки эвристического поиска, «добывать» знания!

Умение выбирать соответствующий метод, средства, язык для познания и обмена информацией – сегодня это одна из самых востребованных компетенций.

Благодаря появлению на образовательном рынке интерактивных «дуал тач» и «мульти тач» устройств, все более комфортнымы становятся совместные действия в медиасреде. Если на прошлых выставках мы удивлялись таким новинкам, то в 2010 году на BETT были представлены типовые модели для установки в учебных классах. Недалеко время когда мы услышим призыв педагога — «Прошу всех к столу!», и это будет означать не день рождения в учительской, а приглашение поработать вместе с помощью «умных» интерактивных столов.

Участники форума, педагоги обсуждали такие компетенции как умение учащихся ориентироваться в информационном медиа-пространстве, способность извлекать, фиксировать, классифицировать, анализировать, структурировать и творчески перерабатывать информацию... Наконец, грамотно ее применять. Так как сейчас в мире формируется новая «гипермедийная» культура взаимодействий, наиболее востребованной компетенцией в настоящий момент является умение формулировать задачи и искать эффективные пути их решения с использованием ICT и АВ-оборудования.

Л.О.: Сергей Викторович, а какие обучающие программы, на Ваш взгляд, наиболее популярны на европейском рынке?

С.К.: Британская выставка показывает, что среди великого множества программных продуктов, обучающих систем, интерактивных энциклопедий, развивающих игр, квестов стоит выделить программы создания собственных медиа-объектов, в т.ч. в формате 3D. Отчётливо проявляется тенденция: все большее число школьников, студентов переходят из состояния потребителей медиа-контента в ранг его создателей — спасибо разработчикам новых программноаппаратных интерактивных средств, построенных на интуитивно понятном интерфейсе.

Основной ориентир мирового образования сегодня — это индивидуальные потребности каждого учащегося. Мне кажется, удовлетворить их можно исключительно за счет использования новейших интерактивных АВ-технологий.
Л.О. 2010 год объявлен в России «годом учителя». Елена Владимировна, как в этом плане будет действовать Ваша компания, на что будет сделан акцент?

Е.Н.: На наших глазах создается новая искусственная среда обитания учащихся — среда hi-tech’а. Какой она будет, насколько комфортной, здоровой? Эти вопросы также были предметом обсуждения на образовательных семинарах выставки BETT 2010. Учебный класс — это не просто комната, где много компьютеров. Это адаптивное пространство для погружения в знания, и используемые в этом плане новые технологии и решения должны быть как минимум безопасными, а еще лучше — сберегающими здоровье. Мобильность в пределах классной комнаты – это лишь часть свободы, которая необходима для открытого детского сознания. Поэтому мы четко осознаем свою социальную ответственность за те проекты, которые реализуем в российских школах и университетах. Там учатся наши дети, и мы тщательно все продумываем и взвешиваем, прежде чем приступить к работе. Сегодня у нас в планах создание специализированных 3D визионариумов, студий дополненной реальности, центров мониторинга и управления оборудованием, системы видео-конференцсвязи и, безусловно, новые решения в области дистанционного обучения, построенные на многоканальной подаче медиа-контента.

Л.О.: Благодарю за интересный рассказ.

InAVate