Вне конкуренции Интерактивные доски мирового значения

9 февраля 2011
Источник: http://ug.ru/archive/38875

 Андрей НЕСТЕРОВ

Вряд ли кто-либо будет спорить, что в школы необходимо поставлять продукцию самого высшего качества, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая сложной электронной техникой. Ведь это напрямую связано со здоровьем и безопасностью детей. И очень хорошо, что производители в конкурентной борьбе стремятся повысить качество своих товаров. Однако наличие явных достоинств у изделий, поставляемых одной фирмой, вовсе не означает, что другие фирмы поставляют плохой товар, который придётся часто менять и ремонтировать.
Например, представители компании SMART Technologies убеждены, что поверхность их мультимедийных досок обладает достаточной способностью противостоять внешним повреждениям, иначе бы их изделия не завоевали мировой рынок. Поэтому они с недоумением восприняли информацию о том, что за рубежом, якобы, школам приходится регулярно обновлять доски SMART из-за их низкой антивандальной стойкости*. 
*См. статью Андрея НЕСТЕРОВА “E pluribus unum” в №40 “УГ” от 5 октября 2010 года.  
- На мой взгляд, вандализм наших школьников по отношению к оборудованию в учебных заведениях сильно преувеличен, - считает сотрудник компании Polymedia (официального представителя компании SMART Technologies в России) Андрей ЛУПАНОВ. - Большинство компаний ссылаются на него, скорее, в маркетинговых целях, нежели по причине реальной значимости такой проблемы. Но если уж говорить о вандалоустойчивости, то технология, по которой функционируют наши доски, предусматривает минимальное количество активных электронных компонентов, которые можно как-то повредить или потерять.
В интерактивной доске SMART можно выделить три основных компонента: поверхность доски, контроллер и маркерный лоток.
Поверхность состоит из прочной основы, поверх которой закреплены два слоя проводниковой сетки, разделенные воздушным зазором. При прикосновении слои смыкаются, подавая сигнал, в каком месте произошло касание. Проводниковую сетку, конечно, можно разрезать, но для этого надо приложить определенные усилия, например, резать ее ножом. Были случаи, когда и такое происходило, но, несмотря на повреждения, доска оставалась в рабочем состоянии, разве что чувствительность непосредственно на порезанном участке исчезала. Был даже случай, когда на доску упал шкаф, и в месте удара образовалась вмятина. Именно этот участок и потерял чувствительность, остальная же поверхность доски осталась рабочей.
Контроллер принимает и передаёт компьютеру сигнал с поверхности о месте касания маркера, отвечает за работу активного лотка, а также подает команду о том, какой маркер в данный момент находится в работе. Сам он находится за доской, что уже исключает всякую возможность попадания его в руки «вандалов».
Наконец, маркерный лоток обладает минимальным количеством электронной начинки, поэтому и ломаться там тоже нечему. Лоток позволяет использовать бутафорские маркеры, давая возможность писать и рисовать на доске просто пальцем, используя, однако, различные цвета и толщину линий.
Стоит отметить, что все комплектующие SMART производит на собственных заводах, расположенных в Канаде и Венгрии, и лишь некоторые аксессуары – в Китае. На все интерактивные доски этой компании действует гарантия 5 лет.
 
 
И “хард”, и “софт” 
Высокое качество “железа” (хотя здесь, очевидно уместнее сказать “пластика”) –далеко не единственный повод для гордости компании SMART. Особый интерес вызывает и специальное программное обеспечение, достоинства которого оценили даже конкуренты.
- Для разработки контента SMART Technologies использует труд не только собственных программистов, но также привлекает сторонних экспертов, преподавателей и методистов в рамках специальной программы поиска и поддержки консультантов SMART Ecosystem Network, - рассказывает сотрудник Polymedia Надежда Бабайцева. -  Примечательно, что весь этот софт – офисные приложения, программы для дизайна и верстки, математические тренажёры, фильмы и многое другое – можно использовать и для создания интерактивных уроков с использованием досок других производителей, если это не запрещено лицензионным соглашением данного производителя.
Отдельно стоит упомянуть о программе SMART Notebook*. Этот мощный и гибкий инструмент помогает решать очень большой спектр задач, и вовсе не напрасно его начали активно устанавливать “несмартовские” пользователи, из-за чего в лицензионное соглашение пришлось внести официальный запрет на подобные действия. Тем не менее, для учителей, работающих с досками других производителей, разработано специальное веб-приложение SMART Notebook Express, которое позволяет просматривать и обмениваться файлами SMART Notebook. 
* См. статью Андрея НЕСТЕРОВА “Софт от мала до велика” в №39 “УГ” от 28 сентября 2010 года.  
 
 
Устами юзеров
- Когда в моём классе появилась интерактивная доска SMART Board 680, радость моя была безмерна, потому что теперь можно было проводить уроки с её использованием хоть каждый день, а не от случая к случаю, - вспоминает учитель младших классов гимназии №1 города Данков, Липецкая область, Юлия ПОНЯТОВСКАЯ. - Для первоклассников эта доска стала «волшебной», поскольку позволила им преодолеть страх и стеснение. Дети без боязни и с огромным интересом научились обращаться с ней в течение первых учебных недель. Уже сейчас они выходят к доске, выполняют задания, прикасаясь к поверхности пальчиком или ладошкой не только на уроках, но и на переменах. Очень часто дети просят включить учебную игру или тренажёр, а то и просто порисовать. Считаю, что адаптация моих первоклашек прошла достаточно быстро во многом благодаря интерактивной доске. Благодаря возможностям SMART Board 680, удобной и простой в освоении программы SMART Notebook, я могу привлечь внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать, продемонстрировать процессы и явления, взаимосвязи между объектами, которые в реальности увидеть сложно или невозможно. Кроме того, доска позволяет сделать урок динамичнее, содержательнее и интереснее.
Преподаватель английского языка лицея №130 г. Барнаула Алтайского края Вера ТАРАСОВА за годы работы использовала программы различных производителей – Polyvision-eno, elite Panaboard book, C-tools, SMART Notebook и другие. Поэтому мнение столь опытного учителя нам особенно ценно.
- Хочу подчеркнуть, что программа SMART Notebook самая “дружелюбная” по отношению и к учителю и к ученику, - говорит Вера Анатольевна. - Она имеет очень большие возможности, овладеть которыми достаточно просто. Если рассуждать “от противного”, то хочу заметить, что в других программах отсутствуют анимации, нет интерактивных конструкторов заданий, аналогичных Lat в SMART Notebook, нет возможности сделать фон собственной страницы, а таблицы приходится рисовать любо из прямоугольников, либо с помощью линий. В отличие от софта SMART, там нет возможности сохранения в галерее страниц в том варианте, в котором ты их создал, нет примерных страниц с заданиями и многого другого. Конечно, другие разработки также заслуживают внимания, например, в программе Active Inspire существует очень интересная опция, благодаря которой можно располагать объекты на верхнем, среднем и нижнем слоях (это дает некоторые дополнительные возможности в оформлении заданий и упражнений  на страницах). Однако мне не очень нравится интерфейс этой программы, так что, по совокупности свойств я всё-таки ставлю SMART Notebook на первое место.
 
Без претензий
В 2010 году Национальный фонд подготовки кадров проводил исследование среди школ РФ на предмет внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий и интерактивных досок в частности. Было опрошено более 450 респондентов со всей страны.
Выяснилось, что с изделиями SMART Board работают 57% пользователей, с Interwrite Board (School Board) -  27%, и с досками Hitachi Starboard - 14%. Остальные производители интерактивного оборудования представлены нерепрезентативно.
Помимо общих статистических данных особое внимание исследователей привлекли пожелания и комментарии участников. Так, учителя неоднократно говорят о необходимости русификации программ, предлагают поставлять в школы доски с возможностью одновременной работы нескольких пользователей, предъявляют большие претензии к электронным маркерам (которые разряжаются, теряются, ломаются, их надо держать под определенным углом к поверхности доски и так далее).
- Доски SMART всех этих проблем лишены, так как прилагаемые к ним маркеры бутафорские, софт русифицирован и локализован, а изделия существуют самых разных форматов, - говорит ведущий менеджер по работе с образовательными сообществами Polymedia Анна ГУРЕЕВА.
Проведённое НФПК исследование подтвердило: благодаря использованию интерактивных досок в учебном процессе наши педагоги наконец-то избавились от пачкающего руки и одежду мела, пылью которого приходилось дышать как учителям, так и ученикам. Работать с “волшебной” доской теперь не только эстетично, но и безопасно для здоровья!

Любопытно, что этот образовательный инструмент активно обсуждают не только в школах, но и в социальных сетях – pedsovet.org, openclass.ru, it-n.ru, metodisty.ru, community.smartboard.ru. И если в 2007-2008 годах педагоги еще сомневались, нужна ли интерактивная доска на уроке, то в 2010 последние сомнения отпали: без неё не обойтись! А значит, теперь главное – делиться опытом и методикой использования этих изделий на различных уроках и занятиях.

 Источник: Учительская газета