Контакты для СМИ:
Кирилл Сорокин
Пресс-служба Polymedia
+7 (495) 956 85 81 (доб. 177)
sorokin@polymedia.ru

Софт от мала до велика

22 октября 2010
Источник: Учительская газета

Программа SMART Notebook - вне конкуренции

Андрей НЕСТЕРОВ

В 1998 году компания Polymedia привезла в Россию невиданное доселе новшество - интерактивную доску SMART Board. Тогда к новинке отнеслись довольно скептически, но прошло всего 10 лет, и российские педагоги уже обмениваются собственными разработками по созданию интерактивных уроков со своими российскими и западными коллегами. Сейчас на рынке около 20 брендов интерактивных досок, работающих на основе самых разных технологий, которые постоянно совершенствуются и модернизируются. Одним из основных достоинств современных изделий стало их программное обеспечение, благодаря которому занятия в школе, согласно обещаниям производителей, должны стать интересными и эффективными. Компания SMART Technologies в отличие от большинства разработчиков интерактивных досок производит только продукты для образования. Свою первую доску компания выпустила в 1991 году в комплекте с ПО и с тех пор совершенствует как технологию, так и программное наполнение. Ее софт используют около 20 миллионов преподавателей и студентов по всему миру. Чтобы выяснить, почему программное обеспечение SMART Notebook так популярно и востребовано в образовательном сообществе и какие особенные возможности по созданию уроков оно предоставляет учителям, мы беседуем с ведущим специалистом по внедрению технологий SMART компании Polymedia Андреем Лупановым и непосредственным пользователем этого ПО, учителем начальных классов школы №171 Екатеринбурга Валерией Коротковой.

Русифицировано и одобрено

- Андрей Сергеевич, расскажи те, кто является разработчиком SMART Notebook.

- Разработчиком является канадская компания SMART Technologies. ПО создавалось группой программистов при непосредственном участии практикующих преподавателей. Это целая сеть образовательных консультантов по всему миру, в том числе и в России, которые постоянно помогают техническим специалистам своими методическими рекомендациями по усовершенствованию программы.

- Насколько этот софт адаптирован для российского пользователя?

- Он полностью русифицирован, в том числе поддерживает и распознавание русского рукописного текста. А благодаря большому количеству готовых уроков на русском языке работа в этой программе не вызывает затруднений у российских преподавателей.

- Какие возможности по освоению SMART Notebook предлагает компания Polymedia?

- Учебный центр компании Polymedia регулярно проводит тренинги, в ходе которых преподаватели получают необходимые знания на своих уроках. Безусловно, все обучение проходит в программной среде SMART Notebook, и по окончании такого семинара обычно все слушатели уже готовы практиковаться в создании своих интерактивных уроков и импровизировать с помощью инструментов программы. Существует также специализированное издание "Умные уроки SMART", где приведены методические рекомендации и примеры интерактивных уроков, действует сайт www.smartboard.ru, где можно найти методики работы, готовые уроки и скачать демонстрационные версии программы.

- Можно ли использовать это ПО на несмартовских изделиях?

- Нет, это запрещено лицензионным соглашением.

- Какова цена SMART Notebook? Каковы условия льготного приобретения этого софта для отдельных категорий пользователей?

- Цены на SMART Notebook нет. Эта программа бесплатно поставляется с интерактивными досками и некоторыми другими продуктами SMART. А вот приобрести доски по льготным ценам вполне реально. Мы постоянно проводим акции и составляем комплекты оборудования по сниженным ценам для образовательных учреждений.

- На сколько, грубо говоря, «хватает» SMART Notebook – как по времени использования, так и по задачам, которые пользова тель может для себя поставить?

- SMART Notebook - мощный и гибкий инструмент, который позволяет решать очень большой спектр задач. Главное - это фантазия преподавателя и его творческий подход, а уж инструментов для реализации всех его идей в SMART Notebook достаточно. Программа бесплатно обновляется, и как только выходит новая версия, пользователь сразу же получает возможность установить обновления.

- Можно   ли   использовать SMART Notebook на других устройствах помимо доски?

- Да, использовать эту программу можно и с другими продуктами SMART - системами опроса SMART Response, интерактивными дисплеями SMART Podium, документ-камерой SMART и интерактивными насадками.

- Где можно найти подробное описание и методические рекомендации по работе со SMART Notebook?

- Все это есть в брошюре «Умные уроки», которую пользователи могут получить с интерактивной доской либо обратившись к нам. Так же на сайт www.smartboard.ru выложено большое количество готовых уроков с методическими рекомендациями.

- Существуют ли какие-то интернет-сообщества, где преподаватели могли бы совершать обмен опытом по созданию уроков с SMART Notebook?

- Нам очень важно предоставить преподавателям возможность обмениваться своими наработками и опытом. Для этого созданы специализированные порталы (международный портал www.exchange.smarttech.com с огромной коллекцией материалов и наш портал www.smartboard.ru), а также сообщества на специализированных сайтах (www.metodisty.ru, www.proshkolu.ru и т. д.). А членство в открывшемся этим летом Клубе творческих партнеров Polymedia позволит общаться не только в сети, но и на встречах и мероприятиях, организованных клубом.

- Существуют ли нелицензионные, контрафактные версии этого ПО?

- SMART Notebook - первая в своем роде программа, поэтому многие производители так или иначе копируют ее. Многие интересные функции и наработки сначала появляются в SMART Notebook, а через некоторое время эти возможности реализуют и другие. Нелицензионные версии, конечно, существуют, Интернет дает такую возможность, но учитывая  внимание школ к приобретению лицензионного ПО, эти случаи не так уж часты.
Учимся у детей

- Валерия Евгеньевна, вы уже несколько лет активно используете в своей работе SMART Board и даже являетесь почетным членом Клуба творческих партнеров Polymedia. Скажите, насколько быстро вам удалось освоить работу с доской и с программным обеспечением?

- Мое знакомство с интерактивной доской SMART Board произошло в сентябре 2008 года. У этого изделия такое легкое управление, что я й мои второклассники опробовали его в действии сразу же после того, как установщики вышли из класса. А уже на следующий день я приготовила и провела урок с помощью программы SMART Notebook 10. Конечно, потом потребовались время и желание, чтобы изучить
Но, я думаю, у меня это получилось, так как в первый же год активного использования ИКТ на уроках и доски SMART Board я стала призером трех профессиональных педагогических конкурсов, моими интерактивными   ресурсами   охотно пользуются коллеги и присылают мне положительные отзывы. Мои методические материалы опубликованы и находятся в свободном доступе на сайтах www.smartboard.ru, www.it-n.ru, www.exchange.smarttech.com, www.metodisty.ru.
Они прошли открытую общественную профессиональную экспертизу, рекомендованы для использования в учебно-воспитательном процессе.

- Вы тесно сотрудничаете с учителем начальных классов из Подмосковья Еленой Чулихиной, вместе создаете уроки, находясь друг от друга на большом расстоянии. Что вам дает такое партнерство?

- Познакомились мы с Еленой Александровной благодаря проекту «Интернет-государство учителей ИнтерГУ.ру» примерно полтора года назад. За это время общение из сферы профессиональной деятельности расширилось до теплых дружеских отношений. Но до сих пор огромную роль играет и совместная профессиональная деятельность. Это методическая работа, подготовка к участию в профессиональных конкурсах и фестивалях, проведение дистанционных сетевых консультаций и многое другое. Постоянное плодотворное профессиональное общение подтолкнуло нас к тому, чтобы организовать в педагогическом интернет-сообществе «Методисты.ру» виртуальную методическую площадку «Умные уроки SMART» для популяризации доски SMART Board в работе учителя, воспитателя и руководителя.

- Валерия Евгеньевна вам никогда не приходило в голову, что лучше было бы преподавать и без этих инноваций, по старинке?

- Жизнь в современном мире практически не мыслима без информационных технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Сегодня я, как учитель, вынуждена искать новые методики и формы подачи информации, обработки и усвоения материала.
Часто сталкивая с различными мнениями о применении интерактивного оборудования в школе, все больше склоняюсь к тому, что противных досок - это те, кто либо не использует их из-за отсутствия средств, либо просто не желает изучить что-то новое и совершенствоваться. Именно педагоги делают уроки интересными, а детей – заинтересованными. Интерактивная доска - это лишь очень удобный инструмент. И те, кто действительно активно используют SMART Board, как правило, не обсуждают ее достоинства или недостатки, а активно делятся своим опытом.

- Что дает применение SMART Notebook на уроках?

- Благодаря появлению интерактивных устройств изменилось отношение к учению даже у проблемных учеников. Те ребята, которые раньше тихо сидели за партами, начинают активно мыслить чтобы тоже иметь возможность еще раз выйти к доске, а слишком активные направляют всю свою энергию для решения учебных задач. Мы стараемся использовать ресурсы доски по полной: пишем, рисуем (даже в конкурсе цифрового искусства Digital SMART Art участвовали!), смотрим видео и презентации, используем обучающие программы и интернет-ресурсы, строим различные модели, проводим виртуальные эксперименты, устраиваем интерактивные конкурсы и викторины. Для изучения английского доска вообще не заменима! Для пользователей SMART-доски в SMART Notebook есть бесплатная программа «Фонетическая машина» - с помощью можно не только услышать произношение английских слов и звуков, но и увидеть правильную артикуляцию. В новой 10-й версии программы есть функция распознавания рукописного русского текста, и ребят нравится проверять свои навыки каллиграфии.

- Приходилось ли вам работать с досками других производителей? Есть ли качественные различия между ними и SMART Board?

- У меня была возможность ознакомиться с разными моделями. Большинство давно используемых, интерактивных досок различных фирм, зарекомендовавших себя именно в образовании, также достаточно просты и удобны именно потому что предназначены для использования детьми. Однако ни в одной из тестируемых мною досок я не нашла привычных мне инструментов, которые значительно облегчают подготовку к уроку. Например, шаблоны для проведения уроков с элементами опроса. Мне нужно всего лишь внести в форму урока свои данные, а дальше доска сама справится со своей задачей. При этом урок выглядит профессионально и эстетично.
Доски SMART в управлении не требуют каких-либо усилий: достаточно только легкого прикосновения пальцем. Такая возможность тактильного управления без дополнительных   устройств   не просто очень привлекательна и удобна, но и в некоторых случаях даже необходима, например, в начальных классах или при работе с дошкольниками. Резистивная технология, используемая в досках SMART Board, - самая безопасная для здоровья. Такие доски надежны и не требуют специальных приспособлений, которые могут сломаться или потеряться (Сейчас у меня доска с функцией распознания!), что делает использование еще более удобным и простым. Не переключая инструменты можно практически одновременно писать маркером, перемещать объекты пальцем или стирать записи ладонью.

- Хотели бы вы что-то изменить в учебном процессе вашего класса, школы?

- Очень хочется внедрить систему мониторинга учебных достижений младших школьников посредством использования интерактивной системы опросов SMART Response. Я даже уже разработала проект, но пока, к сожалению, нет необходимого оборудования.

- Как вы считаете, у детей нет проблем с освоением программы SMART Notebook?

- Как-то раз моя коллега привела на работу своего  пятилетнего сына. Я, чтобы немного занять ребенка, предложила ему порисовать на доске. Включила систему, одна минута краткого объяснения и... ребенок увлеченно занимался пока не пришло время идти домой. Он сам переключал все инструменты, маркеры и ластик и не задал ни одного вопроса от том как все это работает.

Вот у кого надо учиться!

Учительская газета