Контакты для СМИ:
Кирилл Сорокин
Пресс-служба Polymedia
+7 (495) 956 85 81 (доб. 177)
sorokin@polymedia.ru

Ситуационные центры 2011

26 апреля 2011

26–27 апреля Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Аналитический центр при Правительстве РФ провели девятую научно-практическую конференцию «Ситуационные центры 2011». Доклады конференции отражали опыт создания и использования ситуационных центров (СЦ) в государственном, муниципальном и корпоративном управлении. Обсуждались также тенденции развития информационно-аналитических технологий и систем поддержки принятия решений.

 

Немного истории
Краткий экскурс в историю становления и развития системы СЦ органов государственного управления Российской Федерации сделал в своем докладе заместитель начальника управления информационных систем (УИС) Спецсвязи ФСО России проф. Н.И. Ильин. Идея таких СЦ зародилась еще 25 лет назад: ключевой функцией СЦ должно быть информационное обеспечение первого лица для подготовки и принятия им в режиме реального времени управленческих решений. Первая реализация идеи СЦ состоялась в 1986 г., когда информационно-аналитический центр (ИАЦ) «Контур» использовался для анализа ситуации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Этот момент можно условно считать началом первого этапа становления в России системы ситуационных центров органов государственного управления. Дальнейшее развитие идея СЦ получила при создании системы информационного обеспечения управления мероприятиями по ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда для постоянного и оперативного информирования Председателя Правительства РФ о ходе спасательных и восстановительных работ была в короткий срок развернута система на базе трех ПК и средств отображения информации.
 
В этом году исполнилось 15 лет с момента ввода в эксплуатацию СЦ для Президента РФ. Сегодня этот СЦ представляет собой современный мультимедийный комплекс, который обеспечивает принятие решений в сферах экономики, политики, в социальной сфере и сфере национальной безопасности.

Следующий этап развития ситуационных центров в стране характеризовался массовым появлением СЦ в федеральных и региональных структурах и органах власти – МПС, МПР, Минатоме, аппаратах полномочных представителей Президента в федеральных округах. Одновременно происходила отработка типовых решений для СЦ органов власти. Выработанная типовая схема СЦ включала программно-аппаратный уровень, уровень информационной среды, информационно-аналитический уровень с проблемно-ориентированными решениями.

Сегодня можно говорить о третьем этапе развития СЦ, который направлен на создание взаимоувязанной системы СЦ органов государственной власти. Одна из задач этого этапа – привлечь экспертов-аналитиков в различных областях к подготовке первыми лицами управленческих решений. Важной задачей является обеспечение совместимости программно-технических комплексов СЦ и доступа к ресурсам удаленных информационных систем. Необходимо также развитие и использование инструментально-моделирующих средств и технологий оперативного анализа данных для поддержки принятия управленческих решений в различных сферах деятельности органов государственной власти. Приобретает все большую актуальность развитие средств визуализации, а именно 3D-моделирования (и здесь, по мнению докладчика, стоит ожидать прорыва) и внедрения решений класса Telepresense. Приоритетным направлением является развитие систем поддержки принятия решений, способных работать с различными форматами данных. Развитие системы СЦ органов государственной власти закладывает информационно-технологическую основу эффективной системы государственного управления.

СЦ в госуправлении: современное состояние
Заместитель начальника Управления спецсвязи ФСО России С.Ф. Танков отметил, что ситуационные центры как инструмент информационной и технологической поддержки государственного управления все более активно и целенаправленно используются государственными органами в процессах подготовки и выработки управленческих решений, а также контроля за их исполнением. В состав функционирующих СЦ сегодня входят: Ситуационный центр Президента РФ, ситуационные центры Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, ФСО России, МЧС России, ФСБ России, внутренних войск МВД России. В субъектах РФ созданы десять СЦ.

На уровне Президента РФ и Администрации Президента РФ, на уровне Правительства РФ и Аппарата Правительства эти процессы наиболее активно поддерживает и развивает ФСО России. Система СЦ развивается на основе единых требований, предъявляемых к ключевым ее компонентам, в том числе к информационной безопасности функционирования ситуационных центров. ФСО России является «локомотивом» этого процесса, осуществляет методическое сопровождение работ при создании ситуационных центров глав субъектов РФ. При участии ФСО созданы СЦ в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Калужской, Костромской, Пензенской, Сахалинской, Свердловской, Воронежской и Ростовской областях. В 2011–2012 гг. планируется создание СЦ в Республике Тыва, Забайкальском и Алтайском краях, Омской и Томской областях, Ненецком автономном округе.

Характерными особенностями использования ситуационных центров для поддержки государственного управления в настоящее время являются:
  • значительное повышение заинтересованности руководителей государственной власти в применении ситуационных центров;
  • наличие опытного и профессионального корпуса специалистов, поддерживающих создание и актуализацию большего объема информационных ресурсов и осуществляющих эксплуатацию программно-технических средств и средств телекоммуникаций;
  • расширение функциональных возможностей СЦ, комплексное использование информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять аналитическую обработку и представление разнородной информации, обеспечивать удаленный доступ к информационным ресурсам и устойчивую видеосвязь.
Поддержка функционирования ситуационных центров ОГВ реализуется с использованием комплекса разработанных информационно-аналитических систем (ИАС). На их базе осуществляются разработка сценариев и поддержка мероприятий, проводимых в ситуационных центрах в режимах плановых и оперативных совещаний, экспертно-аналитического и справочного обеспечения.
 
Все более актуальной сегодня становится необходимость интеграции СЦ с целью повышения эффективности, качества и оперативности информационного обеспечения государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Эта интеграция должна быть проведена на всех направлениях: информационном, технологическом, нормативном и методическом. В частности, в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» прямо указывается на необходимость построения и организации работы по контролю и управлению в области стратегического планирования с использованием системы ситуационных центров ОГВ.
 
На базе системы СЦ предполагается организовать мониторинг и комплексный анализ уровня развития Российской Федерации и состояния национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях. С использованием системы СЦ предусматривается также осуществлять информационную поддержку по другим важнейшим направлениям жизнедеятельности страны.
 
Начальник СЦ Президента РФ А.В. Баранов отметил в своем выступлении инновационный характер программно-технических, инструментально-моделирующих и информационных ресурсов СЦ. Это позволяет реализовать информационно-аналитическое и технологическое обеспечение деятельности Президента России, повышать качество и эффективность принятия управленческих решений в сфере социально-экономического и общественно-политического развития, а также в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

За 15-летнюю историю СЦ Президента РФ его возможности особенно ярко проявились в процессе информационного и экспертного сопровождения событий на Северном Кавказе в 1996–1999 гг., обеспечения принятия решений по экономическим проблемам, в социальной сфере, по проблемам национальной безопасности, а также регулярного проведения совещаний Президента РФ с использованием видеоконференцсвязи, информационного сопровождения «Электронного офиса» Президента РФ.

Перспективными направлениями развития СЦ Президента РФ являются:
  • создание и внедрение системы информационно-экспертного обеспечения Президента РФ;
  • развитие СЦ Президента РФ как ядра системы ситуационных центров органов государственной власти;
  • развитие программно-технических и информационных средств СЦ Президента РФ с использованием новейших достижений в области научно-технических разработок.
Дальнейшее развитие
О задачах создания распределенной системы ситуационных центров с акцентом на стратегическом планировании остановился заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации В.И. Ерохин. По его словам, сторонников развития концепции ситуационного управления и использования современных технологий синтеза государственных управленческих решений в значительной степени вдохновило утверждение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основ стратегического планирования в Российской Федерации. Назначение распределенной системы ситуационных центров, в частности, состоит в согласовании стратегических целей общества и стратегических целей государства в лице Правительства. Это открывает дорогу к ломке инерционной бюрократической системы и построению в Российской Федерации информационного общества.
 
Система ситуационных центров призвана решать задачи консолидации и передачи управленческих знаний: обеспечивать качественную экспертизу в интересах лиц, принимающих решения; консолидировать знания о различных объектах и субъектах государственного управления; предоставлять консолидированные знания в удобной форме.

В рамках новой концепции ситуационный центр выступает как инструмент организации работы экспертного сообщества в интересах лиц, принимающих важные управленческие решения (ЛПР). Одновременно ситуационный центр играет для ЛПР роль «одного окна» для прямого доступа к сетевому экспертному знанию. В современных условиях, когда волна запросов буквально захлестывает органы власти, значение такого «одного окна» трудно переоценить – получение экспертного знания по запросу ЛПР должно, по словам докладчика, занимать не 10–15 дней, как сегодня, а 15 минут. Кроме того, встраивание экспертного сообщества в цепочку принятия управленческого решения служит дополнительной гарантией от ошибок ЛПР.

СЦ на практике
Главный конструктор по информационным технологиям Ассоциации «Центрально-Черноземная» С.Д. Коровкин рассмотрел вопросы интеграции региональных информационно-аналитических систем органов госвласти в региональные сегменты государственных информационных систем. РИАС ОГВ (которых в России семь – по числу федеральных округов) должны быть прежде всего адаптивными, поскольку их постоянно приходится корректировать, например, в связи с изменениями законодательства. Кроме того, они должны получать данные (статистику) из федеральных систем, что пока недостаточно реализовано. Актуальна также задача интеграции отдельных подсистем. На сегодня разработана типовая модель, в основе которой лежит гиперкуб, предусматривающая возможности расширения для конкретного СЦ. Имеется опыт интеграции региональных решений с федеральной системой «электронного правительства». Но вместе с тем существует определенный конфликт центра и регионов по причине отсутствия стандартов. Разработчики РИАС ОГВ считают целесообразным унифицировать компоненты системы поддержки принятия решений, включенные в состав ГАС «Управление», а также типовые решения по ситуационным центрам с аналогичными компонентами в составе РИАС ОГВ. Это позволило бы внедрять ГАС «Управление» в регионах, где уже эксплуатируются РИАС ОГВ, без конфликта технологий.

Генеральный директор ЗАО «Полимедиа» Е.В. Новикова отметила две ключевые характеристики современных проектов по созданию СЦ – это уникальность каждого из них и высокая степень неопределенности. Последняя складывается из неопределенности сроков реализации проекта, финансирования на каждом из этапов и выбора команды исполнителей. Дополнительные трудности вносят в проект информационная и техническая сложность объекта, высокая трудоемкость инсталляционных работ. Основными проблемами являются недопонимание заказчиком целей и задач СЦ, отсутствие комплексного подхода к проектированию и реализации СЦ у интеграторов, отсутствие типового комплекса ПО, отсутствие методологии проектирования программно-технических средств и информационных систем СЦ, а также сложность управления проектной командой СЦ.

С точки зрения функционального предназначения СЦ можно разделить на три класса: СЦ для управления технологическими процессами, СЦ для административного управления, СЦ для научных исследований. Одна из ключевых задач при создании любого СЦ – выработка критериев качества создаваемой системы. В общем случае можно воспользоваться инструментом «дерево критериев», когда итоговый «интегральный критерий» складывается из частных (критерий информации, критерий технологии, критерий гибкости управленческих решений, критерий эргономики и т. д.), которые, в свою очередь, базируются на еще более детальных показателях.

Заведующий отделом Научно-исследовательского института экономики и организации управления в газовой промышленности (ООО «НИИгазэкономика») А.В. Бочков рассказал о ходе работ по развертыванию СЦ в ОАО «Газпром». Поскольку деятельность СЦ в значительной степени ориентирована на мониторинг промышленной безопасности, система сбалансированных показателей и индикаторов внештатных и кризисных ситуаций для широкого спектра внешних и внутренних угроз была разработана именно в данной области. Применяемые при создании экспертно-аналитической системы (ЭАС) СЦ информационно-аналитические технологии позволяют отслеживать динамику и основные тенденции в изменениях показателей, осуществлять предварительную экспертную и модельную оценку последствий планируемых изменений, строить кратко- и среднесрочные прогнозы развития предкризисных ситуаций по репрезентативным макроэкономическим и отраслевым индикаторам. ЭАС обладает возможностью предоставлять пользователю широкий спектр графической (включая геоинформационную) и аналитической информации, позволяющей своевременно отслеживать отклонения индикаторов и показателей в критическую зону. Дальнейшее совершенствование ЭАС связано в развитием системы индикаторов и показателей слабоформализуемых угроз, прежде всего во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, а также в разработке комплекса стандартов ОАО «Газпром» в области ситуационного управления, актуальность которых определяется необходимостью совершенствования действующих нормативно-методологических подходов к сбору и обобщению информации для поддержки принятия управленческих решений по обеспечению безопасного функционирования объектов Единой системы газоснабжения.

О комплексном проекте создания системы мониторинга инфраструктуры России (МИР) рассказал Т.А. Ревяков (ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем»). Система МИР базируется на системах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), ГЛОНАСС, Коспас-Сарсат (спутниковой системе, разработанной для оповещения о бедствии и местоположении аварийных радиобуев), ГИС. Цель ее создания – информационно-аналитическое сопровождение СЦ, а основная идея – переход от локализации и устранения ЧС к прогнозированию и минимизации рисков ЧС. Сегодня уже есть примеры реального применения системы. Система МИР как единое интегрированное решение принята на вооружение администрациями Калужской и Ярославской областей (хотя пока с ее помощью осуществляется только мониторинг транспортной инфраструктуры). В 2011 г. планируется запустить систему мониторинга критически важных объектов и транспортировки опасных грузов для ТЭК.

Всего на конференции прозвучали около 100 докладов, в ее работе приняли участие более 300 делегатов, в том числе представители органов государственной власти, РАН, а также делегаты из Армении, Беларуси и Украины.

Итоги
В настоящее время создается система ситуационных центров органов государственной власти, которая включает Ситуационный центр Президента Российской Федерации, ситуационные центры Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств и др. Тенденции развития системы государственного управления в нашей стране, а также обширный мировой опыт позволяют прогнозировать в 2010–2015 гг. значительное увеличение количества и развитие функциональности ситуационных центров, создаваемых прежде всего в интересах руководителей министерств, глав субъектов Российской Федерации, а также руководителей крупных предприятий и организаций.

При планировании состава и структуры ПТК ситуационного центра необходимо учитывать, что СЦ функционирует не автономно, а в системе (будь то система СЦ органов государственной власти или система СЦ муниципальных образований либо предприятий), поэтому ПТК должны обеспечивать программную и аппаратную интеграцию как с точки зрения совместимости программных и аппаратных средств, так и с точки зрения информационных ресурсов и защиты информации. Кроме того, технические средства СЦ должны обеспечивать возможность доступа к удаленным источникам информации и проведения совещаний с территориально распределенными абонентами (аудио- и видеоконференцсвязь).

Существенным расширением возможностей СЦ по информационному обслуживанию руководителей ОГВ является создание в их кабинетах выносных «мини-ситуационных комнат», программно-технический комплекс которых сопряжен с СЦ ОГВ и позволяет предоставлять пользователям весь комплекс информационно-аналитических услуг, в том числе видеоконференцсвязь.

В условиях характерной для нашей страны географической и временной распределенности возможность видеоконференцсвязи системы ситуационных центров позволяет ЛПР оперативно получить объективную оценку сложившейся ситуации, обсудить ее с экспертами на местах без вызова последних в Центр. Средства видеоконференцсвязи становятся важнейшим инструментом работы, обеспечивают существенное повышение эффективности управления и оперативности в принятии решений в системе СЦ.

При решении проблемы информационного обмена с точки зрения полноты и оперативности получения информации получила интенсивное развитие технология информационных порталов на базе единой транспортно-коммуникационной сети. Портал обеспечивает агрегацию данных, обработку и предоставление сводной отчетной информации, необходимой для контроля подготовки основных показателей развития, координации взаимодействия органов управления всех уровней. Технология информационных порталов является одной из основных в составе инструментально-моделирующих средств ситуационных центров.

Спектр инструментально-моделирующих средств можно объединить в информационные, интеллектуальные и интерфейсные группы. При этом технология оперативного анализа данных позволяет производить оценку состояния наблюдаемых процессов, выявлять и ранжировать причины значимых изменений, прогнозировать развитие процессов и вырабатывать рекомендации в части подготовки возможных вариантов решений с прогнозом их последствий.

Поддержка принятия решений, выработка управленческого решения представляют собой итерационную процедуру анализа складывающейся обстановки, прогнозирования развития ситуации, выработки и оценки вариантов и процедуры обоснования эффективных решений. Для использования в СЦ необходимо формализовать эту процедуру путем выделения этапов и стадий внутри них, распределив между ними весь объем необходимых работ по подготовке и принятию решений.

Наконец, нельзя забывать, что основу любого СЦ составляют не только (и, может быть, даже не столько) технологии, но и люди. Для поддержки качественной работы ситуационного центра необходимы специально подготовленные кадры, и систему их подготовки предстоит наладить. Не менее важно привлекать к работе СЦ широкий круг экспертов, что требует создания условий для их работы и, разумеется, системы мотивации.